Ни в одном глазу. Почему у детей появились проблемы со сном?

Современные дети плохо спят, как говорят специалисты. Причем это касается всех аспектов: и собственно засыпания, и непосредственно самого сна. Почему так происходит и как можно скорректировать ситуацию? 

«Есть такое понятие, как поведенческо-ассоциированная бессонница. Тут говорят про  ситуации, когда в семье существуют определенные привычки, когда под вечер увеличивается активность, отмечается сенсорная перегрузка. В этой ситуации у ребенка не формируется вообще ассоциация между вечером и отходом ко сну, а также отсутствует переход с возбуждения на торможение», — говорит кандидат психологических наук, сомнолог, доцент, психоаналитик, клинический психолог высшей квалификационной категории Алексей Мелехин

Это связано с тем, что долгое время в семье формировался определенный паттерн (шаблон): что происходит вечером, что делают родители, чтобы уложить ребенка, как они ребенка уговаривают на сон, как может воздействовать на родителей сам ребенок. Так, например, ребенок может начинать истерить, упрашивать родителей, чтобы не ложиться спать. Родители же ведутся на это, и все превращается в возню, предупреждает специалист.

Также причина плохого сна и сложностей с засыпанием в том, что современные дети сенсорно и физически перегружены. «Сенсорно перегружены не только гаджетами, но и марафоном дел, которые нужно делать в школе. А сейчас нередко и физическую активность увеличивают, что тоже влияет на нервную систему. Она попросту не понимает, зачем вообще спать», — поясняет Алексей Мелехин.

А еще дети сами придумывают себе разные «ритуалы» для отхода ко сну. «Они довольно специфические. Иногда ребенку нужно себя измотать по максимуму, чтобы уснуть: это как вариант самоуспокоения. Или он настолько измотает родителей, что все без сил. Такая у него система возбуждения и противовозбуждения. В том случае, если она дает сбой, и требуются такие ритуалы. И трудности с засыпанием — это одна из сторон поведенческой бессонницы», — отмечает Мелехин. 

Вторая проблема, с которой могут столкнуться родители, — это поверхностный сон у детей. «Дети ночью просыпаются, зовут, плачут, много детей стонут во сне. Много детей не дышат на фоне насморка, храпят. А потом становятся очевидными последствия: разбитость утром, отечность, синяки под  глазами. Это тоже относится к поведенческой бессоннице», — подчеркивает специалист. 

Как быть?

Конечно же, ситуацию надо корректировать. И первое, с чего стоит начать, — родителям следует обратить внимание на самих себя, предупреждает сомнолог Мелехин. Надо наладить режим ребенка. «Если мы говорим, например, про младший школьный возраст, а это дети в возрастном диапазоне 6-9 лет, то время отхода ко сну должно укладываться в рамки 20:30-21:30. В этот интервал ребенок должен спать», — говорит Алексей Мелехин.

Кроме того, родителям следует изобрести определенные ритуалы, которые они будут использовать за два часа до сна. Это может быть прием ванны, подведение каких-то дел, закрытие каких-то уроков, сборы, легкое чтение. Это могут быть какие-то вещи, которые не влияют на возбуждение, отмечает специалист.

Читать также:  Сахарное лицо. Что оно собой представляет?

Обязательно должно быть теплое освещение. Даже если вдруг приходится доделывать уроки, когда уже темно, надо сделать освещение теплым — персиковым, — чтобы нервная система начала вырабатывать мелатонин и снижала кортизол (гормон стресса). 

Отдельный вопрос — реакция на традиционные детские капризы: поесть, попить, в туалет, на ручки и т. д. «Существует золотое французское правило, называется „Пауза“. При укладывании ребенка спать наступает такой момент, когда должна быть пауза. Хотите — купите таймер, хотите — песочные часы. Переворачиваете их или засекаете — и это время отхода ко сну. И тут родители должны изъять себя, то есть уйти в другую комнату, на кухню и т. д. Чем меньше контроля и внимания, тем лучше», — говорит сомнолог Мелехин.

Также желательно, чтобы у ребенка была своя кровать, она тоже станет частью ритуала. Он будет ее заправлять, готовиться ко сну. «И все это хорошо в первое время делать вместе с родителями. Но, когда ребенок лег, должен быть еще ритуал того, как родители „попрощаются“ с ним до утра. Мама должна обозначить, что она уже сейчас не мама, а ушла к папе», — поясняет Алексей Мелехин. 

Также необходимо убрать все гаджеты. За два часа не должно быть никаких ярких мельканий. «Лучше гаджеты заменить на моторную активность перед сном. Забытые вещи, но очень полезно может быть пойти что-то постирать вручную. Как, например, раньше мальчики стирали носочки перед сном. Моторная деятельность (постирать, помыть посуду) помогает убрать сенсорный перегруз и успокаивает нервную систему. Именно такая деятельность переводит ее из возбуждения в торможение. Еще и тепловые эффекты, вода успокаивает», — рассказывает психоаналитик Мелехин. 

Можно использовать и переходный объект, чтобы уснуть, советует специалист. Это могут быть, например, традиционные мягкие игрушки: мишки, зайчики и т. д. Или какой-то герой. «Ребенок может пойти его укладывать, например, и себя заодно», — подчеркивает специалист. 

А еще для нормализации ситуации не надо делать с детьми допоздна уроки, советует Алексей Мелехин. И это золотое правило: если мама будет до предела делать с ребенком уроки, то он в принципе перестанет их делать самостоятельно, да и спать тоже не будет. «Ведь идет гиперстимуляция, а еще много мамы, и мама заинтересована. А у ребенка должно формироваться внутреннее представление о маме, что она есть, что когда-то она нужна, а когда-то он и сам может справиться. Если же мамы много и она постоянно рядом, он все время ее чувствует и не понимает, когда она нужна, а когда нет, растет тревога и внутренняя, и внешняя. А тут и со сном проблемы», — резюмирует Алексей Мелехин.